Яндекс.Метрика
  • Денис Базанов, Алексей Воронович

Дорога, спасшая Ленинград

Ровно 78 лет назад, 22 ноября 1941 года, первые грузовики поехали по льду Ладожского озера

Официально эта трасса называлась Военно-автомобильной дорогой № 101, а вот ее неофициальное название – ледовая Дорога жизни известно всем жителям нашей страны. Как работала эта важная транспортная артерия?

«История войн знает немало примеров, когда крупнейшие города мира подвергались осаде. Троя, Карфаген, Мадрид, Варшава, Париж. Но ничто не может идти в сравнение с дерзновенным мужеством верных сынов города Ленина», – говорится в статье «Ледяная дорога» в выпуске газеты «Ленинградская правда» № 113 от 14 мая 1942 года, которая представлена в Президентской библиотеке.

Эксплуатация трассы была продумана до мелочей. Дорогу разбили на участки, создали ремонтные бригады, в лесах и селах появились специальные землянки, где водители в любое время дня и ночи могли разогреть воду и масло для заправки машин. Отдельные добровольцы, закрепленные за обозначенными участками, контролировали движение транспорта: оказывали помощь шоферам, не допускали образования пробок, значительно сокращали простои машин…

Когда темнело, на озере зажигались огни, чтобы указывать путь машинам. Фарватер из мигающих электрических лампочек тянулся на много километров, позволяя водителям увеличивать скорость. Успешное использование ледовой дороги зависело от выполнения нескольких требований.

Во-первых, ее ширина должна была быть не менее 10 метров для двустороннего движения. Во-вторых, обязательным условием стало наличие отдельных полос движения для пешеходов, гужевого и автомобильного транспорта. В-третьих, важно было оперативно менять направление трассы в зависимости от изменения толщины льда, скорости и направления ветра. Таким образом, получило распространение парное движение автомобилей, которое при необходимости обеспечивало взаимопомощь и буксировку.

ТОННЫ, ГРАММЫ, КИЛОМЕТРЫ… 

Дорога жизни включала сухопутный участок по Карельскому перешейку с выходом к берегу Ладожского озера. По льду же она тянулась от поселка Осиновец на юго-западном берегу озера к порту Кобона на юго-восточном, на расстоянии 20-25 километров от берега, занятого противником. Дальнейший путь от Кобоны до Новой Ладоги на автомобилях и до Войбокало по железной дороге также находился под постоянным обстрелом фашистов. Тем не менее каждый день по дороге перевозились тысячи тонн грузов.

Благодаря этой трассе 25 декабря 1941 года удалось повысить минимальные продовольственные нормы для блокадного Ленинграда со 125 граммов хлеба до 200 граммов, зимой 1942 года они повышались еще дважды: сначала до 250 граммов и затем до 300 граммов.

После взятия немцами Тихвина сообщение по железной дороге Тихвин – Волхов, по которой шли грузы к Ладожскому озеру, было прервано. Возникла угроза полной блокады Ленинграда. Но в результате Тихвинской стратегической наступательной операции в декабре 1941 года железнодорожное сообщение восстановили.

Вторая навигация по Ладоге началась в конце мая 1942 года, а с середины декабря 1942 года до конца марта 1943 года снова работала автомобильная трасса.

В итоге число грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, составило свыше 1,6 миллиона тонн. За 500 дней блокады по трассе были эвакуированы более миллиона человек.

ДЕДУШКА БГ 

Примечательно, что непосредственное участие в создании Дороги жизни принял Александр Гребенщиков (1894-1954), дедушка всем известного музыканта Бориса Гребенщикова. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял «Балттехфлот».

В электронном фонде Президентской библиотеки хранится плакат «Дорога жизни Александра Гребенщикова». Это коллаж с использованием фотографий из архива его семьи.

«Балттехфлот» под руководством своего неутомимого начальника Александра Гребенщикова под вражескими бомбежками углубляет фарватеры, подходы к причалам», – отмечал командующий Ладожской военной флотилией вице-адмирал Виктор Чероков.

До этого на Ладоге почти не было судоходства, поэтому приходилось срочно проводить дноуглубительные работы. Выполнялись они как раз «Балттехфлотом». И его же суда первыми открывали и последними заканчивали навигацию на Ладоге, доставляя самое необходимое с Большой земли.

СПРАВКА 

Дорога жизни протянулась по льду Ладожского озера на 71 километр.

Закрыть