Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Убирайся, откуда пришел: ремейк «Хэллоуина» Джона Карпентера

Возвращение бессмертной классики кино, которое легко можно пропустить

В далеком 1978 году великий и могучий Джон Карпентер создал жанр «слэшер», который существует в культуре кино до сих пор. Из-под его легкой руки вышел один из главных злодеев в истории Майкл Майерс – истинный монстр в ужасной маске. С тех пор о похождениях потрошителя было снято 10 фильмов, теперь на свет вышел одиннадцатый, который сам Карпентер называет последним.

«Петербургский дневник» картину посмотрел и, мягко скажем, растерян происходящим на экране.

Город Хэддэнфилд. 40 лет назад

В канун одного из самых любимых американскими подростками праздника – Хэллоуина шестилетний житель небольшого городка Хэддэнфилда Майкл Майерс убивает собственную сестру Джудит. Делает он это без особой причины, за что на 15 лет отправляется в психиатрическую лечебницу. Там он становится пациентом доктора Лумиса, который видит в опасном подростке настоящее порождение зла. Чуть позже Майерс совершает побег из кутузки и, нарядившись в весьма специфического вида маску, возвращается в Хэддэнфилд, где устраивает бессмысленную и беспощадную резню, в которой выживает только школьница Лори Строуд (Джейми Ли Кертис).

Вот он – краткий синопсис одного из самых успешных фильмов ужасов в истории кино. Проект Джона Карпентера и Дебры Хилл обошелся создателям в 325 тысяч долларов, а в итоге собрал мировую кассу почти в 60 миллионов долларов. После этого «Хэллоуин» превратился в франшизу, из которой студии планировали выдавить все соки. История несколько раз возвращалась к начальной точке, в Хэддэнфилде неожиданно появлялись какие-то камни из Стоунхенджа и творилось много совсем странных событий. Одно было почти неизменным – Майкл Майерс постоянно сбегал из тюрем или оживал (даже после обезглавливания) и начинал свой кровавый пир.

В 2007 году до «Хэллоуина» дважды добрался даже сам Роб Зомби, превративший серию в нечто для собственного удовольствия, красиво маневрировавшее между классикой и примитивным трешем. Публика «проголосовала рублем» – за два фильма «Хэллоуин» заработал более 100 миллионов долларов, но студия, так и не поняв, что время Майкла Майерса уйти на покой уже настало, продолжила искать авторов для новой части.

Ремейк или перезагрузка?

О выходе новой части франшизы говорили уже давно. К примеру, осенью 2009 года компания Pre-Production подготовила сценарий и даже договорилась с Тайлером Мэйном (исполнителем роли Майерса) вновь взяться за тесак. Но после сдачи сценария в разработку компания обанкротилась и закрылась. С тех пор история с продолжением начала растягиваться.

Ждать подходящего момента продюсерам и самому Карпентеру было мучительно сложно. Посудите сами: «Хэллоуин» открыл для мира кино, в первую очередь американского, жанр «слэшер», в котором чаще всего неизвестный маньяк пытается догнать и истребить группы подростков. Таким был «Крик», таким был «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», таким был «День святого Валентина» и многие другие ленты. Хуже всего, что слэшеры множились в мировом прокате с огромной скоростью, а новый «Хэллоуин» все не появлялся на свет.

Почти пару лет назад дело все же сдвинулось с мертвой точки. Режиссерский пост занял Дэвид Гордон Грин, который одно время баловал публику второсортными комедиями – «Ананасовый экспресс» или «Храбрые перцем», а затем перебрался к серьезному кино, сняв драму «Джо» с Николасом Кейджем и социальную притчу «Властелин разметки», удостоенную «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Можно сказать, что Грин попробовал себя во всех жанрах, а теперь добрался до стопроцентного хоррора.

Писать сценарий Грину решил помочь комедийный актер Дэнни МакБрайд, уже работавший с постановщиком в «Храбрых перцем». Судя по всему, эти господа решили существенно сдобрить свой фильм юмором (без особой пользы), а также заявили, что их картина станет «перекалибровкой» персонажа Майерса. Что именно этим хотели сказать Грин и МакБрайд, остается загадкой. Поэтому перед нами – классический ремейк фильма сорокалетней давности.

Все постарели, но не маньяк

Джейми Ли Кертис в настоящий момент 59 лет. На момент съемок у Карпентера она была юна, а за последние годы успела сыграть в различных частях франшизы аж пять раз. Впрочем, от постоянной борьбы с Майерсом она не устала и вновь согласилась на проект, только узнав о нем. Сценарий Грин и МакБрайд сперва показали Карпентеру, который их работу одобрил и во всеуслышание провозгласил эту картину последней: наверное, так будет лучше всего.

В новой части два журналиста решают записать передачу о борьбе Майерса и Лори. С Майклом работники СМИ встречаются в тюрьме, и их визит пробуждает в злодее очередной план побега с кучей трупов. Затем на экране появляется постаревшая Лори, которая уже стала бабушкой, успела обучить свою дочь приемчикам в стиле Джона Рэмбо, да и сама больше напоминает ту самую Сару Коннор из «Терминатора». Обложившись кучей оружия в стареньком доме, напичканном ловушками, Лори изредка навещает внучку и дочь, закатывает семейные скандалы, кричит и плачет, полностью превратившись в чокнутую пенсионерку. Однако Майерс все же сбегает из заточения и отправляется за Лори, которая явно готова в битве, как и вся ее семья.

Грин решил никуда не отходить от классического «Хэллоуина». Конечно, локации и некоторые персонажи (в стиле пресловутой политкорректности) свое местонахождение изменили, но основные черты картины Карпентера все же сохранились. Сюда мы можем отнести минимализм окружающего мира, атмосферность постоянного преследования и гнетущей тревоги, вечно молчаливого маньяка и, что следует поставить в самый верх списка, музыку, написанную Карпентером еще 40 лет назад. Она всегда была вишенкой на торте всей франшизы, но для последней части стала ее лучшей составляющей.

Дайте ему умереть

Новый «Хэллоуин» увеличил свою «кровавость». Нет, картина не стала более жесткой, многие убийства Майерса и вовсе не попадают в объектив камеры, просто бутафорской красной жижи на съемочную площадку явно привезли больше, чем несколькими десятилетиями ранее.

Джейми Ли Кертис прекрасна, как всегда. Ее истеричные выкрики и моральные самоистязания смотрятся впечатляюще. Только не в отечественном дубляже – в этом случае главная героиня франшизы и правда выглядит совсем уж съехавшей с катушек.

Имеется в ленте, где-то ближе к концу, любопытный сюжетный ход, который способен заставить публику иначе взглянуть на некоторые события проекта, но все существующие плюсы не могут скрыть очевидный провал «Хэллоуина». Да, фильм ужасно глуп и примитивен. Все поступки героев воспринимать адекватно просто невозможно. Некоторые из героев строят в доме секретный подвал, но сразу же выбегают из него при виде маньяка. Такие почти идиотические порывы персонажей авторы могут объяснить попыткой ударить иронией по самым слабым сторонам классических фильмов ужасов, но у режиссера и сценаристов выходит лишь поглумиться над и без того изъеденным скелетом классики.

Увы, «Хэллоуин» образца 2018 года не сможет вернуть фанатам их любимый «слэшер», но явно заставит взять и пересмотреть лучшие части франшизы в кругу друзей. Что тоже, согласитесь, неплохая выгода.

«Хэллоуин» в прокате с 18 октября.

Закрыть