Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В БДТ имени Г. А. Товстоногова открыли выставку «Метаморфозы»

Здесь представлены работы художников театра – Александра Бенуа, Эдуарда Кочергина, Юрия Купера и Михаила Шемякина
Фото: Светлана Холявчук/«Петербургский дневник»

На третьем ярусе театра выстроено четыре коридора. Или, как говорят здесь, «кабинета». Узкие, вытянутые в длину, не слишком освещенные, они вмещают творчество (естественно, только его часть) выдающихся художников, оказавших влияние на развитие всего российского театра. 

«Масштаб их личностей таков, что даже в таких закутках их работы будут смотреться», – уверен куратор выставки искусствовед Александр Боровский. «Метаморфозы», которые, как он выразился, собрали «людей, битых театром», представляют не только их театральные работы, но и живопись, фарфор, редкие книги. Кроме того, зрители смогут увидеть специально снятый к выставке документальный фильм «Метаморфозы. Премьера».

ОТ БЕНУА ДО ШЕМЯКИНА 

Выставка – это своего рода исследование тех изменений, которые произошли в российской сценографии за минувшее столетие. Здесь и яркие работы Александра Бенуа, стоявшего у истоков нового театра, и острые, но талантливые примеры творчества Михаила Шемякина. 

«Это прекрасная идея – собрать таких людей вместе, – считает Александр Боровский. – Бенуа создал современное представление о сценографии. Кочергин – художник вообще универсальный. Он делает все по-своему, при этом себя не выпячивая».

МЕТАМОРФОЗЫ В ТЕАТРЕ 

«Эдик (Эдуард Кочергин, главный художник БДТ. – Ред.), который всегда был моим кумиром, всю жизнь посвятил театру. Я – нет, но это было моим любимым занятием», – признался Юрий Купер, американский и российский художник, недавно представлявший в БДТ свою совместную работу с Никитой Михалковым.

Фото: Светлана Холявчук/«Петербургский дневник»

По мнению Юрия Купера, мы живем в странное время, главное кредо которого – эпатаж. И начинающим мастерам даже не требуется особого мастерства. Их роль становится все более незаметной, а некоторые профессии, вроде бутафоров, и вовсе исчезают. Однако факт открытия выставки все же внушает мэтру надежду на лучшее.

РУЧНАЯ РАБОТА 

Легендарный художник и писатель Эдуард Кочергин, в свою очередь, сетует, что выставлять картины Купера в коридоре шириной 1,6 метра – грех.

«Лучше всего здесь смотрится Шемякин: у него графика», – считает он.

Для него очень важно, чтобы картины были сделаны руками, а не компьютером. «Может быть, когда компьютер станет еще могущественнее, завоюет все, что можно, и надоест людям, они вернутся к таким ручным вещам», – надеется он.

Пока же, говорит главный художник БДТ, если на таких работах поменять местами фамилии и переместить часть рисунка с одного на другой, ничего не изменится и никто этого не заметит. «А здесь мы все разные», – подчеркнул он. 

Эдуард Кочергин рассказал, что отобрать работы для этой выставки было нелегко, так как почти все они хранятся в главных музеях страны. Те же, что сейчас занимают один из «кабинетов» «Метаморфоз», пришлось взять у внуков. «Теперь у них дома голые стены», – шутит художник, отдавший большую часть жизни родному БДТ.

ПОГРУЗИТЬСЯ В ИСТОРИЮ 

Экстравагантный Михаил Шемякин, который даже на выставку пришел с опозданием на полтора часа, свое новое слово в сценографии сказал главным образом в балетах. Выполненные им костюмы персонажей Гофмана (эскизы представлены на выставке) стали визитной карточкой мастера, который много работает со студентами. Он дает им один совет: изучать все, что было сделано до них, и глубже погружаться в историю сценографии.

Художник рассказал, что, работая над «Щелкунчиком», изучил все, что было сделано для этого балета в разных странах. «Мне нужно было понять, где ошибки, что там было и чем я могу воспользоваться», – пояснил он.

Работа над «Щелкунчиком» не была простой, признался Михаил Шемякин: «Валерий Гергиев сказал: "Сделай так, чтобы этот спектакль можно было показывать не только зимой, убери елку". Потому что музыка настолько гениальна, что она может исполняться в любой сезон. И я сделал так, что теперь мы показываем "Щелкунчика" и зимой, и летом».

Сейчас эскизы костюмов и маски из того спектакля можно увидеть на выставке «Метаморфозы».

Проект «Метаморфозы» реализован при поддержке правительства Санкт-Петербурга и посвящен Году театра. На примере самых ярких работ выставка дает представление о пути, который прошла российская сценография за век. Выставка будет работать до 17 декабря.

Закрыть