Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Стройка полувека: каким может быть метрокольцо в Петербурге

Кольцевая линия метро постепенно обретает реальные контуры. Проектирование первого участка город планирует начать в 2021 году. Мы внимательно изучили мировой опыт строительства подземных колец и сравнили действующую московскую линию с будущей петербургской
Стройка полувека: каким может быть метрокольцо в Петербурге Фото: «Петербургский дневник»

Первый участок кольцевой линии должен начаться от строящейся станции «Горный институт», у нее появится пересадочная, а закончиться – на «Лесной-2». Начав проектирование в 2021 году, его могут построить уже к 2031-му.

В мире

Как оказалось, мировой опыт строительства кольцевых линий метро совсем не богат.

Первую открыли в Лондоне. Еще в 1863 году строители сдали начальный участок, который по совместительству стал первой подземкой в мире, а замкнули в кольцо в 1949-м, построив последнюю, 27-ю станцию.

На следующий год кольцо открыли в токийском метро. Оно получилось длиннее лондонского и состоит из 29 станций.

Любопытный экземпляр обнаружен в Глазго, где в метро всего одна линия, и та кольцевая. Она появилась в 1896 году, с тех пор подземку там больше не строили.

Сейчас кольца есть в Осло, Мадриде, Пекине и Шанхае.

29 сентября этого года кольцевую линию открыли в Копенгагене. Также кольцо есть в Сингапуре.

В Советском Союзе

На территории бывшего СССР ситуация куда скромнее. В Минске и Харькове линию пока проектируют, в Ташкенте строят, в Баку построен только фрагмент. А в России похвастаться подземным кольцом может только Москва.

«Сейчас это одна из самых востребованных линий метро, поскольку она обеспечивает связь между районами, разгружая пересадочные узлы в центре, связывает большинство железнодорожных вокзалов. Более того, кольцевая линия в ряде случаев позволила столице быстрее развивать метрополитен в нуждающихся городских районах – достаточно было сперва подвязать новые участки к кольцу с противоположных сторон и лишь затем соединить их в центре», – рассказал инженер, исследователь метрополитена Дмитрий Графов.

Гораздо масштабнее

О строительстве кольцевой в Ленинграде размышляли еще в 1930-х годах. Уже тогда сформировалось понимание, что она будет в два раза больше московской, где в итоге построили всего 12 станций. Такое маленькое кольцо Северной столице не помогло бы.

«Можно смело утверждать, что ленинградский вариант был бы гораздо масштабнее и позволил бы решить транспортные задачи на ином уровне. Если провести эксперимент и московскую кольцевую линию наложить на карту Петербурга, то стало бы понятно, какая она на самом деле маленькая. Несколько экспертов такую операцию проделывали, и оказывалось, что север кольца проходил бы условно в районе Марсова поля, а юг – у Обводного канала, что практически совпало бы с нынешними пересадочными станциями в центре Петербурга, то есть было бы абсурдным», – отметил Дмитрий Графов.

Фото: «Петербургский дневник»

Родом из СССР

Проект ленинградской кольцевой стали активно прорабатывать в конце 1980-х годов. Сначала планировали две очереди из четырех, поэтому в ряде источников она изображена в виде полукольца.

Из-за развала Советского Союза до следующих этапов руки проектировщиков так и не дошли. На этом полукольце и сосредоточим внимание.

Кольцевую линию хотели начать от «Василеостровской-2». По словам Дмитрия Графова, в то время уже понимали, что с узким местом «Василеостровской» надо что-то делать, поэтому его хотели расшить в том числе с помощью кольца.
  
Следующей в пути должна была стать «Спортивная». Уникальная двухъярусная конструкция этой действующей станции до сих пор напоминает исследователям о советских планах по строительству кольцевой. Здесь планировали организовать удобную пересадку по аналогии со станцией «Технологический институт».

После «Спортивной» должна была появиться «Введенская», ее необходимость до сих пор вызывает споры.

«Дело в том, что в районе Введенской улицы метро и так было достаточно. Рядом "Горьковская", "Петроградская" и "Чкаловская"», – пояснил Дмитрий Графов.

Старая карта

Далее поезда следовали бы на «Петроградскую-2», а потом на «Гренадерскую» – вестибюль этой станции планировали построить на улице Чапаева. А конечной первого участка кольцевой проектировщики видели «Выборгскую-2».

Но из всех станций кольцевой советские метростроители успели только начать «Спортивную». Из-за нехватки денег в постсоветской действительности ее строили без малого десятилетие и открыли только в 1997 году.

«Можно предположить, что если бы до развала СССР успели начать строительство кольца, как начали, например, Фрунзенский радиус, то сейчас ее и достраивали бы, а не начинали Красносельско-Калининскую линию. У кольцевой были бы все шансы появиться на карте петербургского метро в более короткие сроки. Советский проект в настоящее время не назвать оптимальным вариантом. За 30 лет город развивался – появились новые жилые районы, прежние предприятия и прочие места притяжения могли быть, наоборот, упразднены. Тем не менее многие решения актуальны и по сей день и, скорее всего, могут быть использованы при проектировании», – отметил Дмитрий Графов.

Фото: «Петербургский дневник»

Новая схема

Теперь сравним тот проект с проектом современной кольцевой. По словам исследователя, изменений не так уж много. Но принципиальные отличия все же есть.

Линию продлили на юго-запад, начав ее от станции «Горный институт – 2», перейти на которую можно будет со строящейся одноименной станции четвертой линии петербургской подземки.

Следующей станет «Василеостровская-2», потом – «Спортивная-2», «Петроградская-2». Оттуда – на «Кантемировскую», единственную новую станцию участка, а закончится первый этап кольцевой на «Лесной-2».

«Начав от "Горного института", кольцевой связали все действующие линии метро, и это, безусловно, дальновидное решение. От "Введенской" отказались совсем, а "Гренадерскую" перенесли к Кантемировскому мосту, дав ей название "Кантемировская". Причем в нынешнем решении вестибюли этой станции планируют разместить по разным берегам Большой Невки. Один в Выборгском районе, другой в Петроградском. Переезд конечной на одну станцию вверх – это, по всей видимости, решение, продиктованное текущей и перспективной градостроительной обстановкой, потому что в районе станции "Лесная" сейчас идет активное жилое строительство», – проанализировал схему Дмитрий Графов.

В ожидании проекта

От «Лесной-2» кольцевая линия должна дойти до «Ладожской» через станции «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект» и «Большеохтинская».
   
Отметим, что это только полукольцо, о продолжении которого вниз по карте говорить пока очень рано. Но можно помечтать.

Судя по действующей схеме развития метрополитена в Петербурге, от «Ладожской-2» кольцевая линия пойдет через станции «Дальневосточный проспект», «Елизаровская-2», «Фарфоровская», «Международная-2», «Витебский проспект», «Парк Победы – 2», «Броневая-2», «Нарвская-2», «Двинская-2» и подойдет к «Горному институту».

Всего должно появиться 20 станций, что отвечает мировым стандартам.

Правда, о сроках завершения строительства говорить пока еще очень и очень рано.

СПРАВКА:

124,8 километра тоннелей сегодня проходит под землей. Это пять действующих линий Петербургского метрополитена.

72 станции метро сейчас работают в Петербурге. В 2019 году первых пассажиров приняли «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». В 2022 году на карте метро должны появиться еще четыре станции.

Фото: «Петербургский дневник»
Закрыть