Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Любовь Беляева: «Чтобы подросток не стал жертвой провокаторов, с ним нужно поддерживать контакт»

Психолог – о попытках вербовки подростков в разных городах РФ
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина рассказала о многочисленных попытках вербовки подростков в разных городах РФ, в том числе в Петербурге. Злоумышленники предлагают несовершеннолетним совершить теракты.

«Мы предлагаем в связи с опасной рассылкой детям ограничить входящие сообщения от незнакомцев в «Телеграме» для всех видов аккаунтов. Мы уже обратились в органы власти с просьбой обсудить возможные варианты работы с этой платформой. Многие подростки, которые получили такие сообщения, говорят, что им страшно после этого выходить из дома», – написала Мизулина.

Психолог, бизнес-тренер, руководитель тренингового центра «Фактор роста» Любовь Беляева отметила, что сегодня мы все наблюдаем достаточно жесткие действия силовиков в отношении уже пойманных террористов, устроивших кровавую бойню в «Крокус Сити Холле».

«Поэтому чем больше их будут «прессовать», тем больше будут понятны людям причинно-следственные связи. Граждане видят, что террористические действия влекут за собой не менее жесткие последствия. Важно и то, что силовики сразу же нашли четверых террористов, и им не удалось уйти от ответственности. Важно дать понять и то, что в случае террористических действий никакой подростковый возраст не будет играть роль. Он никак не смягчит вину и тем более не станет оправданием», – говорит Беляева.

По ее словам, безнаказанность и бесконтрольность порождают у подростков возможное искушение нарушить законы общества.

«Как заметить, что с подростком «что-то не то»? Это всегда очень трудно заметить, если с ним не общаться, не находиться в постоянном контакте. Поэтому нужно с ним общаться, как бы трудно это порой ни было, – советует психолог. – Конечно, у подростков бывают разные возрастные периоды. В силу специфики возраста подавляющее большинство из них отдаляются от родителей, чтобы показать свое «я», это одна из закономерностей возрастного развития. Весь вопрос в том, во что именно это выливается. Это во многом зависит от воспитательной «базы», которая была заложена до того. А также от уровня контроля родителей за тем, в какую именно субкультуру, в какое сообщество этот подросток попадает. Имеется в виду круг «условных друзей» и круг постоянного общения».

Тем не менее даже в самых непростых условиях какой-то диалог с подростком все равно происходит.

«Родителям необходимо рассказывать своим детям, что при использовании соцсетей могут происходить такие прецеденты. Как правило, на такие уловки, когда ребенку предлагают совершить теракт, ловятся в первую очередь легкомысленные персонажи, которых злоумышленники хотят использовать в качестве жертвы. Качества подростков, которыми стремятся воспользоваться враги в соцсетях, – не только легкомыслие, но и недальновидность, жадность. Причем мы видим не только рассылаемые предложения устроить теракт, но и что-либо поджечь, облить «зеленкой» и т. д. Здесь нужно давить на то, что это довольно глупая история для того, кто попадается на удочку злоумышленников. Потому что за внешне несерьезный проступок могут наступить крайне серьезные последствия, вплоть до уголовной ответственности по тяжкой статье», – считает Беляева.

Кроме того, напомнила она, у большинства подростков – крайне обостренное самолюбие, поэтому важно не пугать их по типу «ужас-ужас», а делать акцент на том, что злодеи в Интернете ловят, как правило, не самых дальновидных и не самых умных.

«Также важно объяснить подростку порядок его действий в данной ситуации. Очень часто подобные «дистанционные агрессоры» играют на растерянности, на незнании законов и последствий развития ситуации. Если у подростка есть понимание четкого плана действий в ситуации его вербовки, то ему намного легче с этим справиться. «Интернет-агрессоры» не только предлагают подросткам какие-то вещи, которые те хотят. Но и рассказывают, что они якобы «все про них знают» и в случае отказа от вербовки расскажут посторонним о каких-то их грехах. Подросток должен четко знать, что делать, если на него вышли вербовщики, и тогда шантаж будет не самой действенной историей», – говорит психолог.

Беляева рассказала, что сейчас по таким сигналам наши силовики проводят достаточно серьезную работу.

«Важно помнить, что подростки, в силу специфики возраста, – очень уязвимое звено. С ними тяжело общаться, в первую очередь родителям. Но контакт с ними необходимо поддерживать в любом случае, помня о том, что они могут стать легкими жертвами злоумышленников в силу очень ярких психофизиологических процессов, непредсказуемых реакций и т. д. Своей агрессией они очень часто прикрывают свою уязвимость и неуверенность. Они также склонны очень жестоко самоутверждаться из-за потребности в том, чтобы показать собственное «я» и скрыть внутреннее нестабильное состояние. Поэтому именно в их адрес сыплются подобные сообщения в соцсетях – подростки очень податливы и внушаемы», – заключила Любовь Беляева.

Закрыть